Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

индуктивный подход

Методические термины

ИНДУКТИ́ВНЫЙ ПОДХО́Д.

Подход к обучению языку, который опирается на индукцию - вид умозаключения от частного к общему. Предусматривается путь от знакомства с употреблением лексико-грамматических единиц в речи с последующим обобщением материала в виде правила, вывода. И. п. лежит в основе овладения ребенком родным языком, когда ребенок интуитивно, неосознанно овладевает явлениями языка путем подражания речи взрослых.

Такой путь овладения языком рекомендуют представители прямого метода, в том числе и современных аудиовизуального и аудиолингвального методов, когда учащиеся знакомятся с речевыми образцами интуитивно путем имитации, выполнения действий по моделям. Если при этом предусматривается в результате наблюдения над речевыми образцами формулирование правила, то можно говорить об использовании индуктивного подхода - в работе планируется движение мысли от частного к общему, от употребления единиц языка в речи к пониманию лежащего в основе такого употребления правила, языковой закономерности. В зарубежной методике термин И. п. часто употребляется как синоним термина «натуральный подход» (natural approach). При этом индуктивность трактуется как современный подход к обучению, а дедуктивность - как традиционный и устаревший подход. В отечественной методике при установке на сознательно-практическое овладение языком выбор подхода (индуктивный - дедуктивный) зависит от характера вводимого материала. При этом оба способа введения материала не исключают использования правил, которые могут быть представлены в различном виде: от их словесной формулировки до схем и таблиц обобщающего характера. Однако при следовании дедуктивному подходу преподаватель идет от формы языкового явления к ее применению в речи (от общего к частному), а при индуктивном подходе в результате наблюдения над фактами языка подводит учащихся к выводу, обобщению, в том числе и в виде правила. При этом рекомендуется такой путь овладения материалом, когда учащиеся сами выводят правило из предлагаемых учителем примеров, а затем участвуют в тренировке по применению языкового явления в различных ситуациях общения. См. дедуктивный подход.

Полезные сервисы